Содержание
деятельности руководителя общеобразовательного учреждения в условиях введения
профильного обучения (методические рекомендации)
Переход к профильному обучению - это нововведение в общем образовании, объективно вносящее существенные изменения не только в содержание, организацию и технологию учебного процесса, но и в ресурсное (кадровое, программно-методическое, нормативно-правовое) обеспечение образования и управление образовательными и иными процессами в школе. Переход на профильное обучение - мощный стимул для развития систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научно-методического (в частности - психолого-педагогического, предметно-методического), профориентационного и рекламно-пропагандистского сопровождения образования. Массовый переход на профильное обучение осуществляется в условиях становящейся и незавершенной системы программно-методического, учебникового и ресурсного обеспечения и при отсутствии полной готовности кадровых ресурсов, что актуализирует внимание к вопросам управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.
Данные методические рекомендации включают четыре раздела:
1. Перечень новых задач руководителей школы в условиях введения профильного обучения.
2. Перечень условий введения предпрофильной подготовки и профильного обучения (ППП и ПО)
3. Алгоритм деятельности руководителей школы по ППП и ПО в образовательном учреждении.
4. Рекомендуемая литература.
1. Перечень новых задач руководителей школы
в условиях введения предпрофильной подготовки и
профильного обучения.
В
области планирования:
1. Разработка стратегии поэтапного перехода к профильной школе.
2. Разработка вариантов реструктуризации старшей школы или ее интеграции в сеть профильного обучения.
3. Планирование мероприятий по привлечению в школу потенциальных учащихся профильных классов.
4. Разработка школьного учебного плана, в том числе на основе индивидуальных учебных планов самих учащихся.
5. Составление нового расписания учебных занятий с учетом особенностей педагогической системы и используемых технологий.
6. Планирование деятельности руководителей школы по разработке системы профильного обучения и ее введение в практику.
В области организации
деятельности по введению профильного обучения.
7. Определение вариантов изменений в структуре управления школой в связи с введением профильного обучения. Оценка возможного сопротивления изменениям в структуре управления школой. Выбор наиболее эффективного изменения структуры: состава органов управления, их функций, перераспределения полномочий между существующими органами в связи с изменениями в структуре.
8. Создание и организация работы приемной комиссии.
9 Установление сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями образования.
10. Организация методической работы с учителями профильных классов.
В области мотивации
педагогических кадров:
11. Определение причин недостаточной заинтересованности учителей в осуществлении принятого в школе варианта изменения существующей педагогической системы.
12. Разработка и осуществление мер по мотивации педагогических кадров на переход к системе профильного обучения.
13. Разработка и введение обновленной системы оценки, аттестации и вознаграждения педагогических кадров.
В области внутришкольного
контроля.
14. Разработка и введение обновленной системы контроля работы учителей старших классов.
15. Разработка и введение системы мониторинга эффективности профильного обучения.
2.
Условия введения предпрофильной подготовки и
профильного обучения.
Задача создания условий и ресурсного обеспечения перехода
на профильное обучение на школьном уровне включает восемь содержательных направлений.
1. Нормативно-правовое обеспечение — разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов. Предполагает наличие легитимно принятых и утвержденных нормативных актов школьного уровня, регламентирующих:
·
общие
вопросы организации ППП и ПО;
·
содержание,
технологии и методическую поддержку введения ППП и ПО;
·
вопросы
организации текущей и итоговой аттестации учащихся;
·
вхождение
школы в межшкольную локальную сеть для совместной
территориально распределенной организации ППП и ПО;
·
вопросы
транспортировки, безопасности и охраны здоровья учащихся при
сетевой модели организации профильного обучения;
·
вопросы кадрового
обеспечения ППП и ПО;
·
финансово-экономические
вопросы, вопросы оплаты труда педагогов, занятых в системе ППП и ПО;
Полнота номенклатуры нормативных актов определяется путем сопоставления наличной номенклатуры с рекомендуемой, отработанной в ходе эксперимента по введению профильного обучения
Практика показала, что базой, необходимой для введения ППП и ПО,
являются следующие документы
нормативно-правового характера, принимаемые на школьном уровне:
Предпрофильная подготовка (примерный перечень)
- Приказ «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению перехода на профильное обучение».
- Приказ «Об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы при переходе на профильное обучение учащихся».
- Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов».
- Приказ «О порядке рассмотрения и утверждения для использования в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения программно-методических материалов».
- Приказ «Об утверждении перечня используемых и разработанных программ курсов по выбору».
- Положение об оценке знаний, умений и навыков обучающихся и промежуточной аттестации в рамках предпрофильной подготовки ».
- Приказ «Об утверждении положения о социально-педагогическом психолого-педагогическом сопровождении предпрофильной подготовки обучения».
- Положение «О профильной ориентации учащихся основной школы и профессиональной ориентации старшеклассников в условиях предпрофильной подготовки».
- Приказ «Об утверждении системы внутришкольного контроля за реализацией предпрофильной подготовки».
·
Положение
о портфолио — индивидуальной накопительной оценке обучающихся или о «Дневнике достижений учащегося».
- Приказ «Об организации проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов, претендующих на прием в X класс профильного обучения».
- Приказ «Об утверждении структуры образовательного рейтинга выпускника основной школы и модели «портфеля учебных достижений» («портфолио») учащихся».
- Приказ «Об утверждении положения о комплектовании 10-х профильных классов и порядке работы приемной комиссии» Положение.
Профильное обучение (примерный перечень)
1.
Документы, регулирующие переход образовательного учреждения к профильному
обучению:
·
Дополнения к Уставу
школы в связи с переходом на профильное
обучение. Приказ о
результатах мониторинга по предпрофильной подготовке.
- Решение педсовета о переходе на
профильное обучение.
- Положение о приеме в 10 класс.
·
Положение о переходе учащихся из одного профильного класса в другой.
- Приказ о введении профильного обучения в
ОУ (на основании соответствующего приказа органа управления образования).
- Программа введения профильного обучения
в образовательном учреждении.
- План-график мероприятий по подготовке и
введению профильного обучению на старшей ступени общего образования.
- Приказ о внесении изменений в
функциональные обязанности заместителя директора школы.
- Приказ о назначении координатора по
профильному обучению.
- Положение о профильных классах
(профильных группах).
·
Договора,
регулирующие участие школы в сетевом сотрудничестве: с учреждениями начального, среднего и высшего
профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей,
общеобразовательными школами
— участницами сети.
2. Документы по нормативно-методическому
обеспечению учебного процесса
- Приказ об утверждении учебного плана
образовательного учреждения на ____ учебный год
- Приказ об утверждении перечня учебных
программ на _____ учебный год
- Положение о прикладных курсах и курсах
по выбору.
·
Программы
профильных предметов и курсов
- Положение об индивидуальном учебном
плане
- Положение об оценивании учебных
достижений учащихся при изучении прикладных курсов
- Положение о портфолио учащихся 10 – 11
классов
- Положение о школьной олимпиаде по
профильным предметам
·
Положение
о проведении учебных практик
- Положение о психолого-педагогическом
сопровождении профильного обучения
- Приказ о создании творческой группы по
информационно- педагогическому сопровождению профильного обучения
3. Документы, регулирующие работу с
педагогическими кадрами
- Положение о методической учебе учителей
классов профильного обучения
- План-график курсовой подготовки
педагогических работников при переходе к профильному обучению
- Должностные инструкции учителей
- Положение о психолого-педагогическом
консилиуме
- Положение о творческой группе (кафедре,
ВТК и т.п.)
·
Положение
об учителе, работающем в классах профильного обучения
- Положение о классном руководителе
профильного класса
4. Документы, регулирующие проведение
мониторинговых мероприятий и итоговую аттестации выпускников 11 класса
- Приказ об утверждении системы
внутришкольного контроля за реализацией
профильного обучения.
- Положение о психолого – педагогическом
сопровождении профильного обучения .
- Положение о мониторинге эффективности профильных
курсов.
- Приказ о проведении мониторинга
профессиональных предпочтений учащихся.
- Положение о рейтинговой системе
отслеживания образовательных достижений (результатов учебной деятельности)
учащихся 10 – 11 профильных классов.
- Приказ об окончании учебного года,
формах и сроках проведения итоговой аттестации за курс полной (средней)
школы в ____ году.
5. Нормативно-правовые акты экономического
характера
- Положение о материальном стимулировании
педагогических работников профильных классов.
- Приказ о доплатах педагогическим
работникам, работающим в профильных классах.
- Положение о дополнительных
образовательных услугах.
- Программа укрепления
материально-технической базы для организации профильного обучения.
- Договор о делегировании полномочий в
условиях сетевого взаимодействия.
- Локальный акт, регламентирующий доставку
учащихся в другие образовательные учреждения в условиях сетевого
взаимодействия.
2. Инфраструктурное
обеспечение включает:
·
создание
в школе инфраструктуры и аудиторного фонда, достаточных для организации предпрофильной
подготовки и профильного обучения, в соответствии с избранными в регионе, городе и школе моделями организации
профильного обучения;
· обеспечение учащихся транспортом для обучения по программам профильного обучения.
3. Организационное обеспечение
предполагает использование имеющихся и создание новых ресурсов, образовательных, сервисных и управленческих структур для работы по профильному обучению. На школьном уровне в данном случае речь
идет о создании (подборе) школьной
команды по введению профильного
обучения, распределении полномочий и функциональных обязанностей между участниками образовательного
процесса в области введения
профильного обучения.
4. Научно - методическое обеспечение включает создание, использование и трансляцию идей и опыта организации профильного обучения. Предполагает также наличие школьной концепции и программы введения профильного обучения, связанных с программой развития школы.
Методическое обеспечение введения в школе ППП и ПО включает:
·
наличие
школьного учебного плана, включающего ППП и ПО;
·
разработку программы перехода школы к профильному обучению, описывающей основные параметры и особенности
введения ППП и ПО;
·
обеспечение
учебными (рабочими) программами профильного и базового уровней
по каждому
вводимому профилю;
·
обеспечение учебными
(рабочими) программами элективных курсов;
· обеспечение учебниками, учебными пособиями, пособиями для самостоятельной работы учащихся и методическими пособиями и рекомендациями для учителей по профильным, базовым и элективным курсам;
·
разработку
или отбор имеющихся методик диагностики учащихся в системе ППП и ПО;
·
разработку
или обеспечение имеющимися рекомендациями по контролю и оценке достижений учащихся в системе ППП и
ПО.
5. Кадровое обеспечение — управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и эффективности образовательного процесса школы. На уровне школы предполагает:
·
создание
ситуации востребованности введения ППП и ПО в педколлективе школы, формирование и развитие мотивационной готовности педагогических кадров к
введению профильного
обучения;
·
поиск
и подбор кадров, имеющих опыт работы в системе профильного обучения (в том числе — опыт
разработки авторских программ
);
·
разработку
и организацию школьной системы методической работы с
кадрами по сопровождению введения профильного обучения
(включая программы, формы и методы организации обучения, учебные материалы);
·
выявление
потребности в профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических
работников для работы в системе ППП и ПО;
·
подготовку
планов направления кадров на повышение квалификации, профессиональную переподготовку в области профильного обучения в региональном
ИПКиПРО и др.
6. Информационное
обеспечение перехода на профильное обучение включает
:
·
разработку
и реализацию механизмов информирования всех участников образовательного
процесса о цели, задачах, преимуществах профильного обучения, инновационных прецедентах практики и т.д.;
·
активизацию
связей школы с федеральными, региональными и муниципальными структурами и
конкретными специалистами, обеспечивающими концептуальное, ресурсное и управленческое
сопровождение введения ППП и ПО.
7. Материально-техническое обеспечение подразумевает привлечение и использование зданий, помещений и материально-технических средств, необходимых для перехода на профильное обучение, а именно:
· оснащение учебных кабинетов оборудованием и средствами обучения, необходимыми для введения ППП и ПО (в том числе компьютерами, подключенными к сети Интернет, особенно если предусмотрено обучение по модели дистанционного обучения);
· выделение транспортных средств, водителей соответствующей квалификации и лимитов на ГСМ для подвоза учащихся в условиях сетевой формы организации профильного обучения.
8. Финансовое обеспечение введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе предполагает:
·