Четверг, 17.07.2025, 04:52
Главная Регистрация RSS
Приветствую Вас, Гость
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Содержание деятельности руководителя общеобразовательного учреждения в условиях введения профильного обучения (методические рекомендации)

 

Переход к профильному обучению - это нововведение в общем образовании, объективно вносящее существенные изменения не только в содержание, организацию и технологию учебного процесса, но и в ресурсное (кадровое, программно-мето­ди­­­ческое, нормативно-право­вое) обеспечение образования и управление образовательными и иными процессами в школе. Переход на профильное обучение - мощный стимул для развития систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, научно-методического (в частности - психолого-педагогического, предметно-методического), профориентационного и рекламно-пропагандистского сопровождения образования. Массовый переход на профильное обучение осуществляется в условиях становящейся и незавершенной системы программно-мето­ди­ческого, учебникового и ресурсного обеспечения и при отсутствии полной готовности кадровых ресурсов, что актуализирует внимание к вопросам управленческой деятельности руководителя образовательного учреждения.

Данные методические рекомендации включают четыре раздела:

1. Перечень новых задач руководителей школы в условиях введения профильного обучения.

2. Перечень условий введения   предпрофильной подготовки и  профильного обучения  (ППП и ПО)

3. Алгоритм деятельности  руководителей школы по ППП и ПО  в образовательном учреждении.

4. Рекомендуемая литература.

 

1. Перечень новых задач руководителей школы в условиях введения предпрофильной подготовки и  профильного обучения.

В области планирования:

1. Разработка стратегии поэтапного перехода к профильной школе.

2. Разработка вариантов реструктуризации старшей школы или ее интеграции в сеть профильного обучения.

3. Планирование мероприятий по привлечению в школу потенциальных учащихся профильных классов.

4. Разработка школьного учебного плана, в том числе на основе индивидуальных учебных планов самих учащихся.

5. Составление нового расписания учебных занятий с учетом особенностей педагогической системы и используемых технологий.

6. Планирование деятельности руководителей школы по разработке системы профильного обучения и ее введение в практику.

В области организации деятельности по введению профильного обучения.

7. Определение вариантов изменений в структуре управления школой в связи с введением профильного обучения. Оценка возможного сопротивления изменениям в структуре управления школой. Выбор наиболее эффективного изменения структуры: состава органов управления, их функций, перераспределения полномочий между существующими органами в связи с изменениями в структуре.

8. Создание и организация работы приемной комиссии.

9 Установление сетевого взаимодействия школы с другими учреждениями образования.

10.  Организация   методической работы с учителями профильных классов.

В области мотивации педагогических кадров:

11. Определение причин недостаточной заинтересованности учителей в осуществлении принятого в школе варианта изменения существующей педагогической системы.

12. Разработка и осуществление  мер по мотивации педагогических кадров на переход к системе профильного обучения.

13. Разработка и введение обновленной системы оценки, аттестации и вознаграждения педагогических кадров.

В области внутришкольного контроля.

 14. Разработка и введение обновленной системы контроля работы учителей старших классов.

15. Разработка и введение системы мониторинга эффективности профильного обучения.

 

2.  Условия введения   предпрофильной подготовки и профильного обучения.

Задача создания условий и ресурсного обеспечения перехода на профильное обучение на школьном уровне включает восемь содержательных направлений.

 

1. Нормативно-правовое обеспечение — разработка и освоение нормативно-правовых и иных документов. Предполагает нали­чие легитимно принятых и утвержденных нормативных актов школьного уровня, регламентирующих:

·   общие вопросы организации ППП и ПО;

·   содержание, технологии и методическую поддержку введения ППП и ПО;

·   вопросы организации текущей и итоговой аттестации учащихся;

·         вхождение школы в межшкольную локальную сеть для совместной территориально распределенной организации ППП и ПО;

·   вопросы транспортировки,   безопасности и охраны здоровья учащихся при сетевой  модели организации профильного обучения;

·   вопросы кадрового обеспечения ППП и ПО;

·   финансово-экономические вопросы, вопросы оплаты труда педагогов, занятых в системе ППП и ПО;

Полнота номенклатуры нормативных актов определяется путем сопоставления наличной номенклатуры с рекомендуемой, отра­ботанной в ходе эксперимента по введению профильного обу­чения

Практика   показала, что базой, необходимой для введения ППП и ПО, являются следующие доку­менты нормативно-правового характера, принимаемые на школь­ном уровне:

Предпрофильная подготовка (примерный перечень)

  • Приказ   «Об   утверждении   плана   мероприятий   по   обеспечению перехода на профильное обучение».
  • Приказ   «Об   организации   предпрофильной   подготовки   учащихся основной школы при переходе на профильное обучение учащихся».
  • Положение о курсах по выбору в рамках предпрофильной подготовки учащихся 8-9-х классов».
  • Приказ «О порядке рассмотрения и утверждения для использования в   рамках   предпрофильной   подготовки   и   профильного   обучения программно-методических материалов».
  • Приказ «Об утверждении перечня используемых и разработанных программ курсов по выбору».
  • Положение об оценке знаний, умений и навыков     обучающихся    и    промежуточной    аттестации    в    рамках предпрофильной подготовки ».
  • Приказ «Об утверждении положения о социально-педагогическом  психолого-педагогическом         сопровождении         предпрофильной подготовки   обучения».
  • Положение «О  профильной  ориентации учащихся    основной    школы    и    профессиональной    ориентации старшеклассников    в    условиях    предпрофильной    подготовки».
  • Приказ «Об утверждении системы внутришкольного контроля за реализацией предпрофильной подготовки».

·         Положение о портфолио — индивидуальной накопительной оценке обучающихся или о «Дневнике достижений учащегося».

  • Приказ   «Об  организации   проведения   государственной   (итоговой) аттестации выпускников IX классов, претендующих на прием в X класс профильного обучения».
  • Приказ «Об утверждении структуры образовательного рейтинга выпускника    основной    школы    и    модели    «портфеля    учебных достижений» («портфолио») учащихся».
  • Приказ   «Об   утверждении   положения   о   комплектовании   10-х профильных   классов    и    порядке    работы    приемной    комиссии» Положение.

 

Профильное обучение (примерный перечень)

 

 1. Документы, регулирующие переход образовательного учреждения к профильному обучению:

·         Дополнения к Уставу школы в связи с переходом на профильное обучение. Приказ о результатах мониторинга по предпрофильной подготовке.

  • Решение педсовета о переходе на профильное обучение.
  • Положение о приеме в 10 класс.

·         Положение о переходе учащихся из одного профильного класса в другой.

  • Приказ о введении профильного обучения в ОУ (на основании соответствующего приказа органа управления образования).
  • Программа введения профильного обучения в образовательном учреждении.
  • План-график мероприятий по подготовке и введению профильного обучению на старшей ступени общего образования.
  • Приказ о внесении изменений в функциональные обязанности заместителя директора школы.
  • Приказ о назначении координатора по профильному обучению.
  • Положение о профильных классах (профильных группах).

·         Договора, регулирующие участие школы в сетевом сотрудничестве: с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, общеобразовательными школами участницами сети.

 

2. Документы по нормативно-методическому обеспечению учебного процесса

  • Приказ об утверждении учебного плана образовательного учреждения на ____ учебный год
  • Приказ об утверждении перечня учебных программ на _____ учебный год
  • Положение о прикладных курсах и курсах по выбору.

·         Программы профильных предметов и курсов

  • Положение об индивидуальном учебном плане
  • Положение об оценивании учебных достижений учащихся при изучении прикладных курсов
  • Положение о портфолио учащихся 10 – 11 классов
  • Положение о школьной олимпиаде по профильным предметам

·         Положение о проведении учебных практик

  • Положение о психолого-педагогическом сопровождении профильного обучения
  • Приказ о создании творческой группы по информационно- педагогическому сопровождению профильного обучения

 

3. Документы, регулирующие работу с педагогическими кадрами  

  • Положение о методической учебе учителей классов профильного обучения
  • План-график курсовой подготовки педагогических работников при переходе к профильному обучению
  • Должностные инструкции учителей
  • Положение о психолого-педагогическом консилиуме
  • Положение о творческой группе (кафедре, ВТК и т.п.)

·         Положение об учителе, работающем в классах профильного обучения

  • Положение о классном руководителе профильного класса

 

4. Документы, регулирующие проведение мониторинговых мероприятий и итоговую аттестации выпускников 11 класса 

  • Приказ об утверждении системы внутришкольного контроля за реализацией  профильного обучения.
  • Положение о психолого – педагогическом сопровождении профильного обучения .
  • Положение о мониторинге эффективности профильных курсов.
  • Приказ о проведении мониторинга профессиональных предпочтений учащихся.
  •  Положение о рейтинговой системе отслеживания образовательных достижений (результатов учебной деятельности) учащихся 10 – 11 профильных классов.
  • Приказ об окончании учебного года, формах и сроках проведения итоговой аттестации за курс полной (средней) школы в ____ году.

 

5. Нормативно-правовые акты экономического характера   

  • Положение о материальном стимулировании педагогических работников профильных классов.
  • Приказ о доплатах педагогическим работникам, работающим в профильных классах.
  • Положение о дополнительных образовательных услугах.
  • Программа укрепления материально-технической базы для организации профильного обучения.
  • Договор о делегировании полномочий в условиях сетевого взаимодействия.
  • Локальный акт, регламентирующий доставку учащихся в другие образовательные учреждения в условиях сетевого взаимодействия.

 


2. Инфраструктурное обеспечение  включает:

·         создание в школе инфраструктуры и аудиторного фонда, доста­точных для организации предпрофильной подготовки и про­фильного обучения, в соответствии с избранными в регионе, городе и школе моделями организации профильного обучения;

·      обеспечение   учащихся транспортом для  обучения по программам профильного обучения.

 

3. Организационное обеспечение    предполагает использование имеющихся и создание новых   ресурсов, образовательных, сер­висных и управленческих структур для работы по профильному обучению. На школьном уровне в данном случае речь идет о создании (подборе) школьной команды по  введению профильного обучения, распределении полномочий и функциональных обязанностей между участниками образовательного процесса в обла­сти введения профильного обучения.

 

4.   Научно - методическое обеспечение включает   создание,  использование и трансляцию   идей и опыта организации профильного обучения. Предполагает также  наличие школьной концепции и программы введения профильного обучения, связанных с программой развития школы.

Методическое обеспечение введения в школе ППП и ПО включает:

·      наличие школьного учебного плана, включающего   ППП и ПО;

·      разработку  программы перехода  школы к профильному обучению, описывающей основные параметры и особенности введения ППП и ПО;

·      обеспечение учебными (рабочими) программами профильного и базового уровней  по каждому вводимому профилю;

·      обеспечение учебными (рабочими) программами элективных курсов;

·      обеспечение учебниками, учебными пособиями, пособиями для  самостоятельной   работы   учащихся   и   методическими пособиями   и   рекомендациями  для   учителей  по    профильным,  базовым  и    элективным курсам;

·      разработку или отбор имеющихся методик диагностики   учащихся в системе ППП и ПО;

·      разработку или обеспечение имеющимися рекомендациями по контролю и оценке достижений учащихся в системе ППП и ПО.

 

5. Кадровое обеспечение — управление кадровыми ресурсами, нацеленное на повышение профессионализма педагогических работников и эффективности образовательного процесса школы. На уровне школы предполагает:

·      создание ситуации востребованности введения ППП и ПО в педколлективе школы, формирование и развитие мотивационной готовности педагогических кадров к введению профильного обучения;

·      поиск и подбор кадров, имеющих опыт работы в системе про­фильного обучения (в том числе — опыт разработки авторских программ );

·      разработку и организацию школьной системы методической работы с кадрами по сопровождению введения профильного обучения (включая программы, формы и методы организации обучения, учебные материалы);

·      выявление потребности  в  профессиональной переподготовке и повышении квалификации педагогических работников  для работы в системе ППП и ПО;

·         подготовку планов направления кадров на повышение квалификации, профессиональную переподготовку в области профильного обучения в региональном ИПКиПРО и др.


6. Информационное обеспечение перехода на профильное обу­чение включает
  :

·      разработку и реализацию механизмов информирования всех участников образовательного процесса о цели, задачах, преимуществах профильного обучения, инновационных прецедентах практики и т.д.;

·      активизацию связей школы с федеральными, региональными и муниципальными структурами и конкретными   специалистами,   обеспечивающими   концептуальное, ресурсное и управленческое сопровождение введения ППП и ПО.

 

7. Материально-техническое обеспечение подразумевает при­влечение и использование зданий, помещений и материально-технических средств, необходимых  для перехода на профильное обучение, а именно:

·         оснащение учебных кабинетов оборудованием и сред­ствами обучения, необходимыми для введения ППП и ПО (в том числе компьютерами, подключенными к сети Интернет, особенно если пре­дусмотрено обучение по   модели дистанционного обучения);

·         выделение транспортных средств, водите­лей соответствующей квалификации и  лимитов на ГСМ для под­воза учащихся в условиях сетевой формы организации профильного обучения.

 

8. Финансовое обеспечение введения предпрофильной подготовки и профильного обучения  в школе пред­полагает:

·